МБДОУ детский сад х.Старо-Петровский

МОДЕЛЬ (ПРОЕКТ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования

МОДЕЛЬ (ПРОЕКТ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования Составлена на основе учебно-методических материалов примерной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2017 Содержание Структура программы в соответствии с ФГОС ДО ___________________________________3 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка: цели, задачи, принципы и подходы реализации программы ___ 4 1.2 Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста _______ 6 1.3 Предметно-пространственная развивающая образовательная среда __________________7 1.4 Целевые ориентиры детского развития __________________________________________8 1.5 Перспективные инициативы образовательной программы _________________________10 2. Содержательный раздел 2.1 «Социально - коммуникативное развитие» ______________________________________14 2.2 «Познавательное развитие» ___________________________________________________30 2.3 «Речевое развитие» __________________________________________________________41 2.4 «Художественно - эстетическое развитие» 2.4.1 Музыка __________________________________________________________________52 2.4.2 Изобразительное искусство _________________________________________________59 2.5 «Физическое развитие» ______________________________________________________65 2.6 Примерное содержание совместной образовательной и игровой деятельности, формируемой участниками образовательных отношений (модель) ___________________76 2.7 Работа с родителями _________________________________________________________79 2.8 Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми _____________81 2.9 Особенности образовательной деятельности и культурных практик _________________83 2.10 Коррекционная работа _______________________________________________________85 2.11 Практические задания для итоговой диагностики (мониторинг) для детей 3-7 лет _____87 3. Организационный раздел 3.1 Режим работы образовательного учреждения ___________________________________124 3.2 Примерная модель взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей ________127 3.3 Модель воспитательно-образовательного процесса (примерная) ___________________128 3.4 Примерный расчет образовательной нагрузки в течении дня ______________________130 3.5 Содержание образовательного процесса (блок-схема) ____________________________131 3.6 Обеспечение образовательного процесса методическими материалами, игрушками и игровым оборудованием _______________________________________________________132 3.7 Обеспечение требований к кадровым условиям _________________________________146 3.8 Обеспечение требований к материально-техническим условиям ___________________148 3.9 Обеспечение требований к финансовым условиям ______________________________149 4. Литература ________________________________________________________________150 Структура программы в соответствии с ФГОС ДО РАЗДЕЛЫ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Целевой Содержательный (общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие детей) Организационный 1. Пояснительная записка: цели и задачи Программы; принципы и подходы к ее формированию; значимые для разработки программы характеристики (в т.ч. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста). 2. Планируемые результаты освоения Программы (конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и в части, формируемой участниками образовательных отношений) 1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. 2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. 3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой. - описание материально-технического обеспечения Программы; - обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; - распорядок и (или) режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; - особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. 1. Целевой раздел образовательной программы 1.1 Пояснительная записка Образовательная программа является общеобразовательным программным документом, составленным с учетом достижений науки и практики отечественного дошкольного образования. Образовательная программа (далее Программа) составлена в соответствии с действующим Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») В Программе отражены: - развивающая функция дошкольного образования; - становление личности ребенка; - индивидуальные потребности ребенка; - сохранение уникальности и самоценности детства, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания, о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа опирается на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: - комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание и развитие, амплификации (обогащение) развития на основе организации различных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности, как ведущей деятельности в дошкольном детстве. (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин.) В Программе учтены принципы Л.С. Выгодского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Программное психолого-педагогическое сопровождение основано на научной концепции В.В. Давыдова: «… воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процессов, но при этом воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка». В Программе комплексно представлены образовательные области, обеспечивающие развитие личности, мотивацию и способностей детей: «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие» Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных детской жанров литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Цели программы: - создание условий для обеспечения равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; - обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации Программы; - создание условий для формирования основ базовой культуры личности; - подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Задачи: - обеспечить охрану и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечить условия для равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); - обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); - создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - обеспечить формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; - обеспечить вариативность и разнообразие содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; - обеспечить формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; - обеспечить психолого-педагогическую поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 1.2 Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста В содержании Программы учтены характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, для комфортной реализации развития в общении, игре, познавательно - исследовательской деятельности, являющихся сквозными механизмами развития ребенка: - в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры; - в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; - для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. В Программе отражены основные аспекты образовательной среды для развития ребенка: 1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда; 2) характер взаимодействия со взрослыми; 3) характер взаимодействия с другими детьми; 4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. 1.3 Предметно-пространственная развивающая образовательная среда Предметно-пространственная развивающая образовательная среда: - обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения; - обеспечивает учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, учет возрастных особенностей детей; - является содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных зон (центров, уголков), оснащенных большим количеством развивающих материалов. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Характер взаимодействия со взрослыми: - предусматривает и обеспечивает возможность общения со взрослыми в игровой, продуктивной, познавательной, художественной деятельности. Характер взаимодействия с другими детьми - осуществляется через различные формы работы с детьми: образовательную деятельность, самостоятельную деятельность, режимные моменты, а также в процессе взаимодействия с семьями детей Система отношений ребенка к миру, другим людям, самому себе: - формируется комплексно, опираясь на культурные практики. Культурные практики выражены в совместной работе детей и воспитателя по накоплению опыта разнообразных практических действий. Их исключительная роль - восполнение недостающего детского опыта в разных жизненных сферах (игровой, бытовой). В практиках происходит важнейшие изменения в детских действиях: они осознаются самим ребенком. Практики - «полигон» для опробования найденных детьми способов действий, необходимое условие их проверки и использования. 1.4 Целевые ориентиры образовательной программы. Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте: • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. 1.5 Перспективные инициативы образовательной программы Образовательные области Методическая составляющая образовательной программы 2. Содержательный раздел образовательной программы В данном разделе отражена образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, которые представлены в пяти образовательных областях, с учетом вариативных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию содержания образования. Представлены вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. В образовательном разделе отражены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. В разделе отражены направления парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми. 2.1 Социально - коммуникативное развитие. В этом подразделе программы отражены основные направления социально-коммуникативной компетентности, которые включают в себя следующие умения: • умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д. и рассказать о нём; • умение получать необходимую информацию в общении; • умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; • умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; • умение спокойно отстаивать своё мнение; • умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; • умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.); • умение уважительно относиться к окружающим людям; • умение принимать и оказывать помощь; • умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях. Содержание работы по комплексному сопровождению развития ребёнка базируется на интеграции модульной системы деятельности специалистов в виде взаимодействующих модулей с чётким определением задач каждого. Примерное содержание образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию Первая младшая группа, ранний возраст (2 - 3 года) Цель: создание условий для реализации образователь ной деятельности по социально - коммуникативному развитию детей раннего возраста. Задача: обеспечить психолого- педагогическое сопровождение образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей раннего возраста. Направление деятельности Формы работы Целевые ориентиры Развитие игровой деятельности Сюжетно - ролевые игры: - формирование интереса к игровым действиям; - навыки ролевого поведения; - игровые действия и сюжет; - сюжетные действия и роль. Подвижные игры - игры с простым содержанием; - игры с ходьбой, бросанием, катанием. Театрализованные игры - опыт общения с персонажем; - игры - действия со звуками; - игры на подражание движений животных и птиц; - игры малых фольклорных форм. Дидактические игры - сбор пирамидки; - геометрические мозаики; - тождество и различие однородных предметов; - игры на развитие внимания, памяти, сенсорных эталонов. Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми - опыт доброжелательных отношений; - воспитание любви к родителям и близким людям. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу - образ «Я», семья, детский сад, родная семья. Труд - порядок одевания и раздевания; - простейшие трудовые действия. Безопасность - опасные ситуации и способы поведения в них; - правила безопасности дорожного движения. Формирование предпосылок экологического сознания - способы взаимодействия с растениями и животными. - игра, чтение, беседа; - игровые упражнения; - рассматривание; - праздник; - поручения; - совместные игры со сверстниками и взрослыми; - сезонная деятельность на участке. - ребенок обладает элементарными правилами поведения во время еды, умывания; - ребенок соблюдает правила вежливости; - ребенок использует специфические, культурно- фиксированные действия; - ребенок знает назначение бытовых предметов; - ребенок включается в общение со сверстниками и взрослыми. Примерная тематика совместной образовательной деятельности по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» 2 -3 года Месяц Тема Целевые ориентиры Сентябрь «Наблюдаем, исследуем, различаем». Сенсорное развитие. - ребенок по просьбе взрослого умеет подбирать разные предметы основных цветов и оттенков, может подобрать предметы разной формы. Октябрь «В мире игр и игрушек». Итоговое мероприятие: «Ребятишки и игрушки отправляются гости к осени». Развлечение - ребенок эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами; - пытается овладеть предметными действиями, простейшими навыками самообслуживания; - овладевает активной речью (просьба, вопрос); Ноябрь «Играем, наблюдаем, различаем, говорим». - владеет доступными возрасту навыками са¬мообслуживания; - имеет первичное представление об элементарных правилах поведения в детском саду Декабрь Промежуточный мониторинг эффективности социально - коммуникативного развития детей. - ребенок играет с любимой игрушкой, персонажем, куклами и ролевыми атрибутами; - выполняет упражнения, имитирующие действия взрослого; - стремится к общению со взрослыми. Январь «Мой первый маленький друг в группе». - ребенок с интересом участвует в игровой деятельности; - интересуется окружающими предметами. Февраль «Давайте познакомимся - это мой папа». - ребенок выполняет упражнения, имитирует действия взрослого (чинит, рубит, забивает); - выполняет трудовые действия. Март «Моя мама». - выполняет упражнения имитирующие действия взрослого; - рассматривает фотографии иллюстрации, книги о маме. Апрель «Бабушки и дедушки» - ребенок знает близких людей, проявляет положительные эмоции при общении с ними. Май Мониторинг эффективности социально-коммуникативного развития детей. - ребенок играет с любимой игрушкой, персонажем, куклами и ролевыми атрибутами; - выполняет упражнения, имитирующие действия взрослого; - проявляет интерес к стихам, песням, сказкам; - стремится к общению со взрослыми. Содержание каждой темы подробно раскрыто в рабочей программе (см. «Рабочая программа» 1 младшая группа, 2 - 3 года) Вторая младшая группа, дошкольный возраст (3 - 4 года) Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию детей 3 - 4 лет. Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса по социально - коммуникативному развитию детей 3 - 4 лет. Направление деятельности Формы работы Целевые ориентиры Развитие игровой деятельности - совместная игра; - игры в малых группах; - ход игры, элементарные правила; - игры с игрушками, природными и строительными материалами. Сюжетно - ролевые игры - игры на темы из окружающей жизни; - способы ролевого поведения в игре; - взаимодействие в сюжетах. Подвижные игры - поощрение игр с каталками, автомобилями, велосипедами; - игры с более сложными правилами и сменой движений. Театрализованные игры - игры - драматизации и кукольные спектакли; - имитация действий персонажей; - действия с элементами костюмов и атрибутов; - импровизация сюжетов. Дидактические игры - подбор предметов по цвету и величине; Приобщение к элементарным общепринятым нормами правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми - вежливость, дружба; - оценка хороших и плохих поступков. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу - образ «Я», семья, детский сад, родная страна. Труд - самообслуживание; - хозяйственно - бытовой труд; -труд в природе; - труд других людей и его результаты. Безопасность - элементарные правила поведения; - правила безопасности дорожного движения; - экологическое сознание. - игровые упражнения; - индивидуальные игры; - совместные игры со сверстниками и воспитателем; - чтение; - беседа; - наблюдение; - педагогическая ситуация; - экскурсия; - ситуация морального выбора; - поручение; - дежурство; - праздник. - ребенок стремиться выполнять элементарные поручения; - ребенок проявляет доброжелательное отношение к окружающим; - ребенок соблюдает правила элементарной вежливости; -ребенок имеет первичные представления о себе и членах семьи; - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда; - ребенок проявляет любознательность. Примерная тематика совместной образовательной деятельности по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» 3 - 4 года Месяц Тема Целевые ориентиры Сентябрь «Моя семья» - ребенок знает членов своей семьи, их имена; - поддерживает беседу, задает вопросы. Октябрь «Я - девочка, ты - мальчик» - ребенок с интересом развивает сюжетную линию игры; - доброжелательно взаимодействует с детьми своей группы. Ноябрь «Красота природы родного края» - проявляет любознательность в познавательно-исследовательской деятельности. Декабрь «Наш любимый детский сад» - ребенок имеет представление о своем детском саде, его местонахождении; - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру Январь «Я по улице иду, в детский сад свой попаду» - ребенок имеет представление об улице, на которой расположен детский сад; - доброжелательно взаимодействует со сверстниками и взрослым. Февраль «Мой город» - ребенок имеет представление о своем городе, некоторых достопримечательностях. Март «Мой дом - моя крепость» - ребенок имеет представление о своем доме, о людях, которые о нем заботятся. Апрель «Народные праздники» - ребенок имеет представление о народных праздниках. Май «Я - человек» (Мониторинг) - у ребенка сформирован образ «Я», чувство семейной принадлежности. Содержание каждой темы подробно раскрыто в рабочей программе (см. «Рабочая программа» 2 младшая группа, 3 - 4 года) Средняя группа, дошкольный возраст (4 - 5 лет) Цель: создание условий для усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, освоение представлений социального характера. Задача: - обеспечить психолого-педагогическое сопровождение для усвоения норм и ценностей образовательной области «Социально - коммуникативное развитие». Направления деятельности Формы работы Целевые ориентиры Развитие игровой деятельности - самостоятельный выбор игр; - правила поведения в игре; - активность игровых действий. Сюжетно - ролевые игры - самостоятельное создание игровых замыслов; - распределение ролей; - предметы и атрибуты для игры; - постройки разной конструктивной сложности в игре; Подвижные игры. - придумывание вариантов игр; - комбинирование движений. Театрализованные игры. - развитие и взаимодействие персонажей; - этюды; - ролевое взаимодействие с другими персонажами; - режиссерская игра; - комплекс выразительных средств. Дидактические игры - сравнение предметов по внешним признакам; - освоение правил простейших настольно - печатных игр. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными) - моральные нормы: просьба, взаимопомощь, сочувствие; - культура поведения. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу: - образ «Я» - семья; - детский сад; - родная страна. Труд - самообслуживание; - хозяйственно - бытовой труд; - труд в природе; - труд взрослых, профессии; - профессии родителей; - значимость труда. Безопасность - безопасное поведение в подвижных играх; - спортивный инвентарь; - перила; - открывание и закрывание дверей; - безопасность дорожного движения. Формирование предпосылок экологического сознания - способы взаимодействия с растениями и животными; - ядовитые растения; - экономия воды. - наблюдение; - рассматривание; - чтение; - игровые упражнения; - совместная игра; - индивидуальная игра; - педагогические ситуации; - праздник; - экскурсия; - ситуация морального выбора; - дежурство; - сезонная деятельность на участке. - ребенок овладевает культурными способами деятельности; - проявляет активность в игровых действиях; - проявляет самостоятельность при создании игровых замыслов; - владеет основными движениями; - проявляет ролевое взаимодействие; - эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; - взаимодействует со взрослым и сверстниками; - проявляет интерес к трудовым действиям. Примерная тематика совместной образовательной деятельности по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» 4 - 5 лет Месяц Тема Целевые ориентиры Сентябрь «Труд взрослых людей» - ребенок имеет представление о труде взрослых людей и их профессиях. Октябрь «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» - ребенок имеет представление о дружбе, доброжелательно относится к сверстникам. Ноябрь «Мы - защитники природы - ребенок имеет представление о безопасном поведении в природе; - ребенок называет знакомых животных и птиц. Декабрь «Мой родной город» - ребенок проявляет интерес к истории и традициям родного города. Январь «Как найти свою улицу и дом» - ребенок имеет представление о том, как найти свою улицу и дом. Февраль «Экскурсия по местам отдыха» - ребенок имеет представление о местах отдыха в своем городе. Март «Весна идёт!» - ребенок знает времена года, может назвать сезонные изменения в природе. Апрель «В горнице моей…» - ребенок знает и называет предметы русского быта. Май Мониторинг эффективности социально-коммуникативного развития детей. - у ребенка сформирована готовность к совместной деятельности со сверстниками. Содержание каждой темы подробно раскрыто в рабочей программе (см. «Рабочая программа» средняя группа, 4 - 5 лет) Старшая группа, дошкольный возраст (5 - 6 лет) Цель: создание условий для развития социального и эмоционального интеллекта, освоение представлений социального характера. Задачи: обеспечить психолого - педагогическое сопровождение для социально - коммуникативного развития: в - игровой деятельности; - приобщении к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными); - формировании гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; - трудовой деятельности; - основ собственной безопасности жизнедеятельности; - формировании предпосылок экологического сознания. Направление деятельности Формы работы Целевые ориентиры Сюжетно - ролевые игры - организация игры; - выбор тем игры и развитие сюжета на основе знаний при восприятии окружающего мира; - ролевое взаимодействие и взаимоотношения; - прогнозирование игровых действий; Подвижные игры. - игры с элементами соревнования; - народные игры. Театрализованные игры. - игровые действия и роли; - линия поведения в роли; - спектакли, концерты. Дидактические игры. - действия с игрушками; - культура честного соперничества. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. - забота, защита, вежливость, Формирование гендерной. семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу: - образ «Я»; - семья; - детский сад; - родная страна; - наша Армия. Труд - самообслуживание. хозяйственно - бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Безопасность. - основы безопасности собственной жизнедеятельности; - экологическое сознание. - индивидуальная игра; - совместная игра; - игровые обучающие ситуации; - педагогические ситуации; -проектная деятельность; - интегративная деятельность; - просмотр и анализ; - экспериментирование; - беседа; - обсуждение; - совместные действия; - поручения и задания; - бытовые поручения; - сезонная деятельность на участке; - дежурство. - ребенок овладел установкой положительного отношения к миру; - обладает развитым воображением; - способен к волевым усилиям; - обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире; - старается следовать нормам и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; -соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены. Примерная тематика совместной образовательной деятельности по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» 5 - 6 лет Месяц Тема Целевые ориентиры Сентябрь «Люди разных профессий» - ребенок знает профессии людей. Октябрь «Девочки и мальчики» - ребенок имеет представление о дружных отношениях между девочками и мальчиками, доброжелательно относится к сверстникам. Ноябрь «Наш край» - ребенок имеет представление о родном крае, его растительном и животном мире. Декабрь «Пришла зима» - ребенок знает и называет времена года, из особенности. Январь «Вдоль по улице пешком» (историческое путешествие) - ребенок имеет представление об истории своего города. Февраль Месячник пожарной безопасности. «Правила пожарной безопасности». - ребенок имеет представление о правилах пожарной безопасности. Март «Разноцветная ярмарка». - ребенок имеет представление о народных промыслах. Апрель «Наша Армия. Наши герои. Победа» - ребенок имеет представление об армии, ее героях. Май Мониторинг эффективности социально-коммуникативного развития детей. - у ребенка сформирована готовность к совместной деятельности со сверстниками Содержание каждой темы подробно раскрыто в рабочей программе (см. «Рабочая программа» старшая группа, 5 - 6 лет) Подготовительная группа, дошкольный возраст (6 - 7 лет) Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию детей 6 - 7 лет. Задачи: обеспечить психолого- педагогическое сопровождение для реализации образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию детей 6 - 7 лет Направление деятельности Формы работы Целевые ориентиры Сюжетно - ролевые игры. - роль, в соответствии с сюжетом - атрибуты, конструкторы, строительный материал в игре; - игры - представления об окружающей жизни; - интересы и мнения товарищей по игре. Подвижные игры. - народные игры; - игры с элементами соревнования; - спортивные игры. Театрализованные игры. - средства выразительности в игре; - виды театра; театральные профессии. Дидактические игры. - игры разного типа: лото, мозаика, домино; - самостоятельное решение дидактических задач. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. - словесная вежливость, помощь, сочувствие. Формирование гендерной, семейной. Гражданской принадлежности, патриотических чувств. - образ «Я»; - семья; - детский сад; - родная страна; - наша Армия; - наша планета. Труд. - самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе. Ручной труд. Безопасность. - основы безопасности собственной жизнедеятельности, дорожного движения. - индивидуальная и коллективная игра; - игровые обучающие ситуации; - проектная деятельность; - исследовательская деятельность; - экспериментирование; - поручения и задания; - дежурство; - сезонная деятельность на участке; - педагогические ситуации; -экскурсии, - праздники; - чтение, беседа, наблюдение. - освоение представлений социального характера; - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда; - учитывает интересы и чувства других людей; - ребенок следует социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Примерная тематика совместной образовательной деятельности по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» 6 - 7 лет Месяц Тема Целевые ориентиры Сентябрь «Люди и их профессии» - ребенок знает профессии людей. Октябрь «Страна вежливости» - ребенок имеет представление о культуре поведения в повседневной жизни. Ноябрь «Мой город» - ребенок имеет представление о родном городе, его достопримечательностях. Декабрь «Необъятная Россия» - ребенок знает и называет времена года, из особенности. Январь «Безопасность на дорогах. Правила дорожного движения». - ребенок знает правила дорожного движения и выполняет их. Февраль «Национальное искусство России» - ребенок имеет представление о народных промыслах народов России, народных умельцах. Март «Правила пожарной безопасности». - ребенок знает правила пожарной безопасности. Апрель «Я - гражданин» - ребенок имеет представление о правах и обязанностях детей, об эмоциях и умении ими управлять, об уважительном отношении к людям разных национальностей. Май «Во имя мира на Земле. День Победы». Мониторинг эффективности социально-коммуникативного развития детей. - ребенок имеет представление о культурно-историческом наследии своей Родины от поколения к поколению; - у ребенка сформирована готовность к совместной деятельности со сверстниками. Содержание каждой темы подробно раскрыто в рабочей программе (см. «Рабочая программа» подготовительная к школе группа, 6 - 7 лет) 2.2 Познавательное развитие. Образовательная область «познавательное развитие» отражает два направления: формирование элементарных математических представлений и окружающий мир. Формирование элементарных математических представлений здесь представлено в двух вариантах. Оба варианта соответствуют содержанию базовой программы, но, различны по оформлению. Методологической основой первого варианта являются материалы О. А. Скоролуповой, руководителя Центра дошкольного образования издательства «Просвещение» (журнал «Справочник старшего воспитателя» № 3, 2014). Во втором варианте дано последовательное, примерное содержание образовательной деятельности по следующим программным вопросам: - количество, величина, форма; - ориентировка в пространстве; - ориентировка во времени. В этом варианте раскрыты вопросы целеполагания и постановки задач, направления деятельности, формы работы, обозначены целевые ориентиры. Окружающий мир (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) отражает примерное содержание совместной образовательной деятельности по вопросам предметного и социального окружения и ознакомлению с природой. Педагог имеет право выбора и может использовать в своей практической деятельности любой вариант, так как их содержательную основу, составляют единые требования Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в образовательной области «Познавательное развитие». ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ" (вариант 1) Цель Развитие познавательных интересов и способностей детей (сенсорных, интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих) Задачи познавательного развития Развитие детских интересов, любознательности Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках Формирование познавательных действий, становление сознания Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов Развитие воображения и творческой активности Метод экспериментирования Виды экспериментирования Наблюдение Опыты Поисковая деятельность Целенаправленный процесс, в результате которого ребенок сам должен получить знания. Кратковременные и долгосрочные Демонстрационные (показ воспитателя) и лабораторные (дети вместе с воспитателем, с его помощью) Опыт-доказательство и опыт-исследование Нахождение способа действия Познавательное развитие дошкольников Развитие мышления памяти и внимания Различные виды деятельности Вопросы детей Занятия по развитию логики Развивающие игры Развитие любознательности Развитие познавательной мотивации Развитие воображения и творческой активности Формирование специальных способов ориентации Экспериментирование с природным материалом Использование схем, символов, знаков Педагогические условия поддержки детской инициативы в познавательном развитии Обеспечение использования собственных, в том числе "ручных", действий в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно-количественного содержания Использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов, обозначающих математические понятия, явления окружающей действительности Организация разнообразных форм взаимодействия: "педагог-дети", "дети-дети" Организация обучения детей, предполагающая использование ими совместных действий в освоении различных понятий. Для этого на занятиях формируются микрогруппы по 3-4 человека. Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками Позиция педагога при организации жизни детей в детском саду, дающая возможность самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления. Основная роль воспитателя заключается в организации ситуаций для познания детьми отношений между предметами, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах Психологическая перестройка позиции педагога на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения, содержанием которого является формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности Фиксация успеха, достигнутого ребенком. Его аргументация создает положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствует возникновению познавательного интереса Примерное содержание совместной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (вариант 2). Первая младшая группа, ранний возраст (2 - 3 года) Цель: создание условий для формирования представлений об объектах окружающего мира (форма, цвет, размер, материал) Задача: обеспечение психолого- педагогической поддержки для формирования элементарных математических представлений Направление деятельности Формы работы Целевые ориентиры Количество: - группы однородных предметов; - различение количества предметов (один - много). Величина: - предметы контрастных размеров (больший - меньший) Форма: - различение предметов по форме (кубик, шар, кирпичик) Ориентировка в пространстве: - освоение окружающего пространства: группа, участок, спальня, игровая и т.д. - рассматривание; - наблюдение; - игра - экспериментирование; - исследовательская деятельность; - развивающая игра; - экскурсия; - ситуативный разговор; - беседа; - проблемная ситуация; - сенсорный и интеллектуальный тренинги. - ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; - стремится проявлять настойчивость, действуя с предметами контрастных размеров. Вторая младшая группа, дошкольный возраст (3 - 4 года) Цель: создание условий для формирования элементарных математических представлений по разделам: - количество; - величина; - форма; - ориентировка в пространстве; - ориентировка во времени. Задача: обеспечение психолого- педагогической поддержки для формирования элементарных математических представлений Направление деятельности Формы работы Целевые ориентиры Количество - признаки предметов; - группы однородных предметов; - различение понятий много, один, по одному и т.д.; - сравнение групп предметов. Величина - сравнение контрастных и одинаковых предметов; - обозначение результатов сравнений Форма - геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник; - обследование форм геометрических фигур. Ориентировка в пространстве - различение пространственных направлений (вверху - внизу, справа - слева). Ориентировка во времени - контрастные части суток (день - ночь, утро - вечер). - рассматривание; - наблюдение; - игра - экспериментирование; - исследовательская деятельность; - развивающая игра; - экскурсия; - ситуативный разговор; - беседа; - проблемная ситуация; - сенсорный и интеллектуальный тренинги. - ребенок различает основные понятия; - сравнивает группы предметов; - различает простейшие геометрические фигуры; - ориентируется в пространстве и времени; - интересуется окружающими предметами и действует с ними Средняя группа, дошкольный возраст (4 - 5 лет) Цель: создание условий для формирования элементарных математических представлений по разделам: - количество; - величина; - форма; - ориентировка в пространстве; - ориентировка во времени Задача: обеспечение психолого- педагогической поддержки для формирования элементарных математических представлений Направление деятельности Формы работы Целевые ориентиры Количество и счет - представление о множестве; - предметы разного цвета, размера, формы; - счет до 5; - числительные по порядку; - сравнение двух групп предметов, именуемых числами; - равенство и неравенство; - отсчитывание предметов. Величина - сравнение предметов по величине, толщине; - размерные отношения между 3 - 5 предметами разной длины; - убывание, нарастание величины Форма - геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, шар, куб, прямоугольник. Ориентировка в пространстве - пространственные отношения - далеко - близко. Ориентировка во времени - вчера, сегодня, завтра. - рассматривание; - наблюдение; - игра - экспериментирование; - исследовательская деятельность; - развивающая игра; - экскурсия; - ситуативный разговор; - беседа; - проблемная ситуация; - сенсорный и интеллектуальный тренинги - ребенок считает до 5; - владеет представлениями множества; - сравнивает предметы двух групп; - различает геометрические фигуры; - ориентируется в пространстве и времени по пройденному содержанию; - проявляет интерес и инициативу в совместной деятельности. Старшая группа, дошкольный возраст (5 - 6 лет) Цель: создание условий для формирования элементарных математических представлений по разделам: - количество; - величина; - форма; - ориентировка в пространстве; - ориентировка во времени. Задача: обеспечение психолого- педагогической поддержки для формирования элементарных математических представлений. Направление деятельности Формы работы Целевые ориентиры Количество - разбивать множество на части и воссоединять их; - счет до 10 (на наглядной основе); - сравнение рядом стоящих чисел в пределе 10; - считать предметы; познакомиться с цифрами от 0 до 9; - порядковый счет в пределах 10; - количественный состав числа; - сравнение целого и части. Величина - длина, высота, ширина предметов от 5 до 10; - сравнение двух предметов по величине. Форма - овал, его сравнение с кругом и прямоугольником; - анализ предметов по форме. Ориентировка в пространстве - смысл пространственных отношений (между, рядом, около); - направления движения; - ориентировка на листе бумаги Ориентировка во времени - сутки; - последовательность событий. - проектная деятельность; - исследовательская деятельность; - конструирование; - экспериментирование; - развивающие игры, викторины; - интеллектуальная эстафета; - наблюдение; - проблемные ситуации; - беседы; - интегрированная деятельность; - моделирование; - игровое моделирование. - ребенок ориентируется в содержании программных эталонов по количеству, величине, форме, ориентируется в пространстве и времени; - ребенок владеет способами познавательно - исследовательской деятельности; - активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Подготовительная группа, дошкольный возраст (6 -7 лет) Цель: создание условий для формирования элементарных математических представлений по разделам: - количество; - величина; - форма; - ориентировка в пространстве; - ориентировка во времени. Задача: обеспечение психолого- педагогической поддержки для формирования элементарных математических представлений. Направление деятельности Формы работы Целевые ориентиры Количество - формирование множества по заданным основаниям; - составные части множества; - количественный счет до 20; - числа второго десятка; - прямой и обратный порядок (устный счет); - монеты (деньги) 5, 10 копеек, 1рубль, 5, 10 рублей; - простые арифметические задачи; - знаки плюс и минус. Величина - счет по заданной мере; - деление предмета на две и более частей; - измерение длины, высоты, ширины; - вес предметов. Форма - геометрические фигуры и их элементы; - многоугольник; - прямая линия; - расположение фигур на плоскости; - моделирование геометрических фигур; - контурные образцы фигур Ориентировка в пространстве - план, схема, карта; - моделирование в виде рисунка; - чтение простейшей графической информации. Ориентировка во времени - дни недели, месяцы; - времена года; - определение времени по часам. - проектная деятельность; - исследовательская деятельность; - конструирование; - экспериментирование; - развивающие игры, викторины; - интеллектуальная эстафета; - наблюдение; - проблемные ситуации; - беседы; - интегрированная деятельность; - моделирование; - игровое моделирование. - ребенок владеет основными культурными способами деятельности; - ребенок ориентируется в содержании программных эталонов в количестве, форме, пространстве и времени. Примерное содержание совместной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира Окружающий мир Цель: создание условий для формирования представлений об объектах окружающего мира Задача: обеспечить психолого- педагогическое сопровождение для формирования познавательных действий Первая младшая группа (2-3 года) Вторая младшая группа (3-4 года) Средняя группа (4-5 лет) Старшая группа (5-6 лет) Подготовительная группа (6-7 лет) Предметное и социальное окружение - названия предметов ближайшего окружения; - транспортные средства ближайшего окружения. - ближайшее окружение городской инфраструктуры: дом, улица, магазин и т.д.; - профессии: врач, продавец, воспитатель и т.д. - культурные явления жизни: театр, цирк, зоопарк и т.д.; - особенности труда в городе и селе; - деньги, возможности их использования. - мир предметов, материалы; - профессии; - история человечества; - реконструкция жизни людей разных времен. - предметный мир; - виды транспорта; - библиотеки и музеи; - элементы профессиональной деятельности человека; - окружающая среда; - поведение в природе; - сезонные наблюдения. Ознакомление с природой - явления природы; - сезонные наблюдения: осень, зима, весна, лето. - растения и животные, птицы, насекомые; - овощи, фрукты; - правила поведения в природе - сезонные наблюдения (времена года). - домашние животные, насекомые, пресмыкающиеся, уголок природы; - изменения в природе; - сезонные наблюдения; - изменения во временах года. - растения; - домашние и лесные животные; - чередование времен года; - многообразие природы - климатические зоны; - взаимодействие живой и неживой природы. Формы работы Младший возраст Формы работы Старший возраст Первая младшая группа (2-3 года) Вторая младшая группа (3-4 года) Средняя группа (4-5 лет) Старшая группа (5-6 лет) Подготовительная группа (6-7 лет) Рассматривание, наблюдение, игра - экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, экскурсии, ситуативный разговор, беседа, проблемные ситуации, сенсорный тренинг, интеллектуальный тренинг. Рассматривание, наблюдение, игра - экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, экскурсии, ситуативный разговор, беседа, проблемные ситуации, сенсорный тренинг, интеллектуальный тренинг. Рассматривание, наблюдение, игра - экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, экскурсии, ситуативный разговор, беседа, проблемные ситуации, сенсорный тренинг, интеллектуальный тренинг. - проектная деятельность; - исследовательская деятельность; - конструирование; - экспериментирование; - развивающие игры; - проблемные ситуации; - интегрированная деятельность; целевые прогулки; - коллекционирование; - моделирование; реализация проектов; - игры с правилами. - проектная деятельность; - исследовательская деятельность; - конструирование; - экспериментирование; - развивающие игры; - проблемные ситуации; - интегрированная деятельность; целевые прогулки; - коллекционирование; - моделирование; реализация проектов; - игры с правилами. Целевые ориентиры - ребенок интересуется окружающими предметами, активно действует с ними; - проявляет признаки интеллектуального развития. - ребенок знает предметное окружение; - проявляет интерес к природным явлениям в виде коротких высказываний; - активен; - эмоционален в действиях с игрушками. - ребенок интересуется культурными явлениями жизни; - проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. - ребенок владеет культурными способами действия; - обладает положительной установкой отношения к миру. - ребенок владеет культурными способами действия; - обладает положительной установкой отношения к миру; - имеет развитое воображение; - выражает мысли. 2.3 Речевое развитие. Образовательная область «Речевое развитие» представлена в двух вариантах. Оба варианта соответствуют содержанию базовой программы, но различны по оформлению. В первом варианте - дано последовательное, примерное содержание образовательной деятельности по следующим программным вопросам: - развитие свободного общения со взрослыми; - развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи; - звуковая культура речи; - грамматический строй речи; - связная речь - подготовка к обучению грамоте. В этом варианте раскрыты вопросы целеполагания и постановки задач, направления деятельности, формы работы, обозначены целевые ориентиры. Второй вариант программы представлен актуальными материалами О. А. Скоролуповой, руководителя Центра дошкольного образования издательства «Просвещение» «Пример оформления образовательной области «Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО и на основании методики развития речи» (журнал «Справочник старшего воспитателя» № 3, 2014) Педагог имеет право выбора и может использовать в своей практической деятельности любой вариант, так как их содержательную основу, составляют единые требования Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в образовательной области «Речевое развитие». Примерное содержание образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (вариант 1) Первая младшая группа, ранний возраст (2 - 3 года) Цель, задача Направления деятельности Формы работы Целевые ориентиры Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по речевому развитию детей раннего возраста. Задача: обеспечить психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности по речевому развитию детей раннего возраста. Развитие всех компонентов устной речи - ребенок включен в общение; - ребенок может обращаться с вопросами и просьбами; - ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам; - ребенок сопровождает речью игровые движения; - ребенок слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения. Формирование словаря: - существительные, обозначающие названия игрушек; - глаголы, обозначающие трудовые действия; - прилагательные, обозначающие цвет, величину, вкус, температуру предметов. Звуковая культура речи: - изолированные гласные и согласные звуки; - артикуляция и голосовой аппарат; - речевое дыхание, высота и сила голоса. Грамматический строй речи: - грамматическая структура речи; - согласование существительных и местоимений с глаголами; - вопросительные слова. - рассматривание; - ситуативное общение; - игровая ситуация; - дидактическая игра; - беседа; - интегративная деятельность; - хороводные игры с пением; - чтение; - обсуждение; - рассказ; -игра; -обсуждение; Чтение художественной литературы Формирование интереса и потребности в чтении: - чтение художественных и познавательных книг; - рассматривание рисунков в книгах; - договаривание слов, фраз при чтении. - чтение; - рассматривание; - сопровождение произведений игровыми действиями; - игра; - беседа. Вторая младшая группа, дошкольный возраст (3 - 4 года) Цель, задача Направления деятельности Формы работы Целевые ориентиры Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по речевому развитию детей 3 - 4 лет. Задача: обеспечить психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности по речевому развитию детей 3 -4 лет. Развитие всех компонентов устной речи: - различать и называть существенные детали и части предметов, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства; - понимать обобщающие слова; - называть части суток; - называть домашних животных и их детенышей. Звуковая культура речи: - внятно произносить гласные и некоторые согласные (по программе); -слова и короткие фразы, естественные интонации. Грамматический строй речи: - согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе, падеже; - употреблять существительные с предлогами; - имена существительные в единственном и множительном числе; Связная речь: - диалогическая форма речи; - диалог с педагогом, ответы на вопросы; - инициативная речь; - речь и предметы ближайшего окружения. Чтение художественной литературы. Формирование интереса и потребности в чтении: - сказки, рассказы, стихи, сопереживание героям произведений; - инсценирование и драматизация вместе с воспитателем отрывков из сказок; - рассматривание иллюстраций к сказкам. - рассматривание; - ситуативное общение; - игровая ситуация; - дидактическая игра; - беседа; - интегративная деятельность; - хороводные игры с пением; - чтение; - обсуждение; - рассказ; - игра; - обсуждение; - драматизация и инсценирование - разучивание потешек и скороговорок. - ребенок включен в общение; - ребенок может обращаться с вопросами и просьбами; - ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам; - ребенок сопровождает речью игровые движения; - ребенок слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения; - ребенок владеет диалогической речью; - ребенок понимает на слух тексты сказок и стихов. Средняя группа, дошкольный возраст (4- 5 лет) Цель, задача Направления деятельности Формы работы Целевые ориентиры Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по речевому развитию детей 4 - 5 лет Задача: обеспечить психолога – педагогическое сопровождение образовательной деятельности по речевому развитию детей 4 - 5 лет. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: - обсуждение информации о предметах, явлениях, событиях; - выражение своей точки зрения, обсуждение со сверстниками различных ситуаций. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: - активизация словаря; - использование в речи прилагательных, глаголов, наречий, предлогов; - глаголы, обозначающие трудовые действия; - местоположения предметов: слева, справа, рядом, около; - существительные с обобщающим значением (мебель, овощи). Звуковая культура речи: - произношение гласных и согласных звуков; - произношение шипящих и свистящих звуков; - интонационная выразительность речи. Грамматический строй речи: - предлоги в речи; - форма множествен
15 апреля 2018 в 00:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.